Кем ты будешь в Метавселенной?
Слово «метавселенная» стала одним из самых популярных в этом году, поскольку уже не только отдельные персоны, но и бренды, компании и даже целые страны начинают исследовать виртуальные миры, пробуя вести там бизнес.
Несмотря на то, что разработка Метавселенной все еще продолжается, недавний отчет исследовательской и консалтинговой фирмы Technavio показал, что к 2026 году это виртуальное пространство достигнет рыночной стоимости в 50,37 млрд долларов.
В другом отчете прогнозируется, что рост Метавселенной будет обусловлен развитием электронной коммерции, доля рынка которой к 2026 году, как ожидается, достигнет 60,47 млрд долларов.
Ожидается также, что в ближайшие годы будет расти электронная коммерция на платформах социальных сетей, а это позволяет предположить, что и сама Метавселенная будет развиваться как соцсеть следующего поколения.
Поэтому неудивительно, что миллениалы и представители поколения Z в настоящее время проявляют повышенный интерес к Метавселенной. И тут особенно примечательно, какими они видят себя в Metaverse и кем хотят там представляться. То есть, старая добрая детская считалочка приобретает особую актуальность:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой? –
в Метавселенной, добавим мы.
Цифровая идентичность – ключ к Метавселенной
Выводы из «Отчета о цифровом владении за 2022 год», представленного метавселенной Virtua, показывают, что молодое поколение особенно воодушевлено возможностью заново изобретать себя в виртуальных мирах, где можно создавать цифровую идентичность и право собственности. Например, отчет показал, что 63% американских миллениалов ожидают, что Метавселенная поможет им заново открыть себя, а 70% опрошенных американцев согласились с тем, что цифровые предметы, такие как одежда и произведения искусства, уже являются неотъемлемой частью их личности.
Джавад Ашраф, генеральный директор и соучредитель Virtua, считает, что способность людей заново изобретать себя является ключевой особенностью Метавселенной:
«Многие люди сегодня заново изобретают себя в социальных сетях, проецируя образ, который является представительным и интерактивным. Метавселенная позволяет пользователям выражать себя через аватар, давая каждому человеку быть таким, как ему хочется, не опасаясь разоблачения из-за общения лицом к лицу».
По мнению Ашрафа, в Метавселенной люди смогут выражать себя гораздо свободнее, чем на платформах социальных сетей Web2, таких как TikTok и Instagram. Он считает, что это связано с тем, что пользователи смогут настраивать аватары, чтобы изображать себя, используя при этом цифровые активы, которыми они владеют. При этом можно ни в чем себе не отказывать, ведь каждый аспект метавселенной Virtua можно настраивать, что позволяет пользователям создавать уникальные аватары, отражающие их «цифровую идентичность».
Пример настраиваемого аватара в Метавселенной Virtua. Источник: Virtua
Дженис Денегри-Нотт, профессор потребительской культуры и поведения в Борнмутском университете и исследователь отчета Virtua о цифровой собственности, отмечает, что официального определения цифровой идентичности в контексте Метавселенной пока нет. Однако она считает, что если рассматривать цифровую идентичность прагматично, ее можно определить как «уникальную, идентифицируемую информацию, которая связана с человеком в сети». Таким образом, концепция цифровой идентичности в данном случае простирается гораздо глубже, чем просто настройка аватара, напоминающего оригинал.
Денегри-Нотт уточняет:
«Метавселенная с ее инфраструктурой блокчейна дает пользователям возможность получить больше прав собственности на их данные, предоставляя людям больший контроль над информацией, которой они делятся с другими. Прелесть Метавселенной в том, что у пользователя могут быть разные цифровые удостоверения: одно на рабочем месте, другое в спорте, третье в личном кругу, но все они по-прежнему основаны на реальной идентичности пользователя».
Цифровые предметы, которыми владеют пользователи в Метавселенной, будут играть фундаментальную роль в их развитии и самовыражении, так же как материальные предметы помогают людям достигать намерений и целей в физическом мире. Это было подчеркнуто в отчете Virtua, в котором говорится, что 70% потребителей считают, что их цифровые предметы помогают создать представление о том, кем они хотят быть. Более того, 75% респондентов выразили эмоциональную привязанность к цифровым предметам, которыми они владеют в Метавселенной.
Крис Чанг, со-директор ZepetoX — азиатской инициативы метавселенной — говорит, что цифровые активы в Метавселенной дают подсказки о тенденциях своего владельца точно так же, как объекты реального мира представляют физическое пространство человека.
«Метавселенная — это среда, в которой можно исследовать отношения и идентичности, отличные от физических реальностей, с которыми человек рождается», — говорит он.
Этот аспект особенно важен, поскольку аватары в Метавселенной способны помочь людям добиться целей, которые, возможно, недостижимы в реальном мире:
В качестве примера Денегри-Нотт приводит случай с заядлым участником Second Life, который на самом деле прозябал в нищете, но в Second Life вел успешную жизнь и жил в роскошном доме.
«В наших цифровых аватарах мы можем реализовать те цели, которые заблокированы в нашей физической жизни, и достичь статуса, в котором в реальности нам отказано», – поясняет профессор.
То есть – стать царем, царевичем, королем, королевичем…
Проблемы доверия и конфиденциальности цифровой идентификации
Хотя цифровая идентификация является ключевой особенностью Метавселенной, с этой концепцией по-прежнему связан ряд проблем безопасности.
Андреас Абрахам, менеджер Validated ID — проекта, сотрудничающего с Европейской комиссией в рамках инициативы по идентификации блокчейна, — говорит, что переосмысление того, кем вы являетесь, означает переосмысление ваших ценностей, действий и, возможно, изменение поведения. Учитывая это, он считает, что Метавселенная позволит каждому человеку с нуля определить, кто он есть и кем он хочет быть.
Однако это может привести к множеству проблем, включая доверие к тому, за кого себя выдает аватар.
К счастью, есть решения для борьбы с этими проблемами. Фрейзер Эдвардс, генеральный директор cheqd.io, говорит, что на помощь может прийти суверенная личность или SSI – «децентрализованная идентификация», которая позволяет людям владеть своими данными и контролировать их.
В случае с аватарами в Метавселенной Эдвардс отметил, что это движущиеся точки данных, способные формировать децентрализованную репутацию.
«Аватары в Метавселенной будут собирать онлайн-социальные доказательства, а это означает, что взаимодействие между ними позволит определить, какие из них представляют хороших людей (а какие - плохих), сохраняя при этом анонимность», — говорит он.
При этом не все Метавселенные позволяют пользователям настраивать свои аватары на основе вымышленных 3D-персонажей, некоторые используют «фотореалистичные» аватары. Например, Union Avatars, базирующаяся в Барселоне платформа Метавселенной виртуальной идентичности, применяет для представления аватара пользователя в Метавселенной изображения из реальной жизни.
Кай Фелип, генеральный директор Union Avatars, говорит, что фотореалистичный аватар — это виртуальное трехмерное представление реального мира пользователя, основанное на его реальном изображении:
«Используя технологию компьютерного зрения, мы создали решение, которое может генерировать аватар в полный рост из одного селфи, сделанного вашей веб-камерой или загруженного в наше веб-приложение».
Тина Дэвис, главный креативный директор Union Avatars, добавляет, что фотореалистичные репрезентативные аватары используются в тех отраслях, где людям крайне важно представить себя такими, какие они есть в реальной жизни, чтобы использовать сложившуюся репутацию.
«Обычно это области медицины, бизнеса, образования и путешествий», — заметила она.
Фотореалистичный аватар Кая Фелипа. Источник: Linking Realities
Проблемой в Метавселенной становится защита пользовательских данных.
Чтобы бороться с этим, Oasis Labs недавно разработала децентрализованную систему анонимных учетных данных с проверкой в блокчейне, чтобы пользователи могли подтверждать свойства своей личности при сохранении конфиденциальности.
«В нашей системе мы впервые можем обеспечить практическую проверку в сети, сохраняя как конфиденциальность, так и подотчетность. Система, известная как SNAC, позволяет пользователям показывать сертификаты ваших клиентов, оставаясь конфиденциальной», – утверждает Сонг.
По ее словам, SNAC использует zk-SNARK и возможности смарт-контрактов для проверки анонимных учетных данных. Также Oasis Labs создала новое решение под названием «metaguard», чтобы обеспечить режим инкогнито для пользователей в Метавселенной.
Как будет развиваться цифровая идентичность
Несмотря на проблемы, цифровая идентичность в Метавселенной будет продолжать развиваться. Себастьян Борже, соучредитель и главный операционный директор The Sandbox, утверждает, что цифровая идентичность в Метавселенной будет расширяться так, чтобы обеспечить взаимодействие с другими виртуальными экосистемами:
«Пользователи захотят привнести из одного виртуального мира в другой не только внешний вид своих аватар, но и нечто большее. Они также захотят сохранить свою онлайн-репутацию, прогресс и достижения».
Цифровая идентичность будет продолжать формироваться по мере того, как пользователи станут проводить больше времени в Метавселенной, будь то игровая среда, участие в виртуальных мероприятиях или онлайн-рабочие места.
Борже добавляет, что цифровой след пользователя вскоре станет важным и в других секторах, таких как децентрализованные финансы (DeFi):
«Даже в DeFi криптовалютная биржа может ссудить вам больше, чтобы купить землю, если вы докажете, что действительно тратите время на строительство и игры в Метавселенной. И вы не хотите, чтобы эти данные хранились только в одном виртуальном мире — в истинном духе Web3 пользователи не должны быть заперты на одной обнесенной стеной платформе, чтобы сохранить свою историю и репутацию».
Более того, пока еще слишком рано об этом говорить, но цифровая идентичность пользователя может помочь уменьшить количество незаконных действий, которые, как ожидается, будут иметь место в Метавселенной. Например, наличие децентрализованной идентичности, связанной с такими аспектами жизни, как банковские счета, могло бы добавить Метавселенной гораздо больше функциональности.
Об авторе
Рэйчел Вольфсон — журналист, оратор и ведущая подкастов. Она имеет более чем 10-летний опыт написания статей о технологиях и занимается блокчейном и криптовалютой с 2017 года. В настоящее время она пишет книгу о корпоративном блокчейне.
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Интересно? Поделись с друзьями!