Почему растет GameFi?
GameFi – один из самых популярных терминов в криптовселенной. Образованный из слов game и finance, он обозначает геймификацию финансовых систем. Проекты GameFi – это тренд, и он быстро растет. Почему?
Блокчейн-игры возвращаются
В конце 2017 года игра под названием CryptoKitties, игра с выращиванием и воспитанием домашних животных, основанная на смарт-контрактах Ethereum, распространилась по всему миру. Объем транзакций в игре превысил 1,9 миллиона долларов в первые семь дней после запуска, и игра стала настолько популярной, что вызвала перегрузку в сети Ethereum. Успех CryptoKitties привлек внимание масс, и как столичные, так и традиционные игровые компании устремились к играм с блокчейном. Месяц спустя AxiomZen, компания CryptoKitties, занимающаяся разработкой игр, собрала раунд Series A на 70 миллионов долларов. С тех пор непрерывный поток стратегий, ролевых игр, симуляторов и других блокчейн-игр только ширится. Сегодня в центре внимания блокчейн-игры.
Рисунок 1. «Лихорадка блокчейн-игр» в 2017 году (Источник: Huobi Research).
Однако ранние игры с блокчейном страдали от таких недостатков, как особые модели, упрощенное развлечение и плохой опыт в целом. По мере того, как новизна игр исчезла, популярность игр с блокчейном пошла на убыль. К концу 2017 года CryptoKitties достигли своего пика - 140 000 активных пользователей в день и 180 000 ежедневных транзакций. Однако в течение нескольких месяцев эти два показателя упали более чем на 90%.
Рисунок 2. Изменения в количестве ежедневных активных пользователей CryptoKitties и объеме торгов (Источник: DappRadar, Huobi Research).
С июня этого года появилось множество игр с блокчейном, включающих NFT, DeFi и другие элементы в рамках концепции «Играй, чтобы заработать». Наиболее ярким примером является Axie Infinity, игра, доход которой за один день составил 9,72 миллиона долларов и превысил доход популярной мобильной игры Tencent «Honor of Kings». Ее токены AXS и SLP выросли в цене более чем в три раза всего за два месяца.
Рисунок 3: Число пользователей Axie Infinity и объемы транзакций (Источник: Dappradar, Huobi Research).
Этот новый тип игры с блокчейном, также известный как GameFi, объединяет финансы и коммерцию с играми. Судя по внутрисетевым данным, с прошлого лета количество игр GameFi резко возросло. Рейтинги DApp показывают, что пять из девяти лучших приложений являются приложениями GameFi. С лета этого года количество уникальных пользователей GameFi превысило количество уникальных пользователей DeFi, став основным источником общего числа пользователей Dapp. По состоянию на начало декабря еженедельное количество активных пользователей GameFi достигло 9,21 миллиона, что является рекордным показателем.
Таблица 2: Рейтинговый список Dapp, декабрь 2021 г. (Источник: DappRadar, Huobi Research)
Рисунок 4: Изменение количества активных адресов независимых кошельков в Dapps за последний год (Источник: DappRadar, Huobi Research).
Каковы причины роста популярности GameFi?
Многие приписывают успех GameFi модели «Играй, чтобы заработать», когда игроки зарабатывают деньги по мере прохождения игры. Однако концепция «Играй, чтобы заработать» давно вошла в игровую индустрию - от приобретения оборудования путем убийства монстров в World of Warcraft до игр для получения фрагментов кожи или синей сущности в League of Legends. Так в чем же настоящая причина успеха GameFi?
Успех GameFi можно описать простым уравнением: GameFi = Game + DeFi.
Транзакционные издержки - важное понятие в новой институциональной экономике. В широком смысле транзакционные издержки относятся к любым издержкам, связанным с существованием экономической системы. Теорема Коуза уточняет, что при наличии транзакционных издержек определение прав собственности и организационной формы экономики будет влиять на эффективность распределения ресурсов. В результате, если все затраты на макро-транзакции равны нулю, ожидания игроков могут быть оправданы бесплатно, поэтому разработчики игр могут бесплатно собирать и распространять всю информацию о разработке и использовании. Даже без справедливого рыночного ценообразования пользователи могут быть удовлетворены оптимальным результатом модели дохода, которая может быть произведена бесплатно в соответствии с потреблением времени, потребляемой энергией и другими измерениями затрат. Однако наличие транзакционных издержек стало определяющим фактором для выбора экономической системы - общество склонно выбирать для работы систему с самыми низкими транзакционными издержками.
С помощью специальных механизмов DeFi GameFi значительно снизил транзакционные издержки и улучшил взаимодействие с пользователем за счет следующих двух аспектов:
Рисунок 5. Способы, которыми GameFi снижает комиссию за транзакции (Источник: Huobi Research).
Первый - это свободная торговля игровыми материалами, которая выражается не только в свободе обмена в торговых объектах, но и в свободе цен транзакций. Операции в традиционных игровых моделях в определенной степени аналогичны операциям в странах с плановой экономикой. Например, с точки зрения объекта транзакции, его можно обменять только по официальным каналам; ценообразование устанавливается властями на основе единой цены, что серьезно ограничивает тип и количество товаров, которые пользователи могут выбирать при принятии решений. Как общепринято в экономике, при принятии производственных решений, чем шире спектр доступных технологий и методов, тем ниже транзакционные издержки. GameFi дополнительно снижает транзакционные издержки и улучшает взаимодействие с пользователем, повышая степень свободы торговли.
Второй фактор - это бесплатная торговля и ценообразование игровых валют. Многие аналитики упускают это из виду, потому что в традиционных играх можно получать реальные деньги из игровой валюты, продавая игровые предметы или реквизит за наличные на подпольных черных рынках, даже если игровые валюты не могут быть напрямую монетизированы через официальные каналы. Однако это влечет за собой большие транзакционные издержки: как мы видели на практике, никто не покупает яблоки за фиатную валюту, а затем не обменивает яблоки на груши; предпочтительно покупать груши напрямую, имея в наличии деньги. Потому что в каждой транзакции возникнут огромные издержки контрагента в процессе заключения контрактов, переговоров и надзора за транзакциями.
Таким образом, популярность GameFi не следует связывать исключительно с моделью «Играй, чтобы заработать», особенно с учетом того, что фарминг золота присутствует в игровой индустрии уже довольно давно. Скорее, именно способность GameFi значительно снизить транзакционные сборы для «добычи золота» позволяет пользователям получать огромную прибыль при меньших затратах, что делает ее более привлекательной по сравнению с другими играми.
Наконец, успеха GameFi невозможно добиться без защиты прав собственности. Вот цитата основателя Ethereum, Виталика Бутерина:
«С 2007 по 2010 год я был одержим игрой в World of Warcraft, пока однажды Blizzard не устранила моего любимого чернокнижника «Сифон жизни». Я плакал, пока не уснул. С того дня я осознал ужасные последствия централизованных серверов. Я быстро решил все бросить…»
Бутерин объясняет свой отказ от традиционных игр «централизованными серверами», но на самом деле он имеет в виду отсутствие защиты прав частной собственности в традиционных играх. Бутерин как игрок не был бы в таком отчаянии, если бы разработчики игр проявили к нему уважение и приняли его права частной собственности; это не имеет ничего общего с «централизацией» или «децентрализацией». Для большинства традиционных игр активы, такие как персонажи и игровой реквизит, на самом деле не принадлежат пользователю, если не выполняются следующие три условия:
- Право на использование: только владелец имеет право решать, как использовать эти ресурсы, и имеет право препятствовать их использованию другими.
- Право зарабатывать или право использовать активы для получения частного дохода.
- Право передавать или продавать ресурсы любому лицу.
Вышеупомянутые три свойства являются неотъемлемыми и составляют основу прав частной собственности. В большинстве традиционных игр доход и права на передачу не гарантируются. Однако напомним, что теорема Коуза указывает на то, что при наличии транзакционных издержек определение прав собственности и выбор экономической формы будут влиять на эффективность распределения ресурсов. Следовательно, для оптимизации распределения ресурсов решающее значение имеет организация системы прав собственности. По словам Стивена Н.С. Чунг, только система прав собственности может (1) использовать выбор из нескольких бизнес-моделей для экономии транзакционных издержек; (2) облегчить передачу или продажу для стимулирования конкуренции, тем самым сокращая транзакционные издержки.
Почему GameFi зашла так далеко? Потому что эффективно защищает права частной собственности пользователей. В GameFi владельцы имеют право решать, продавать ли определенные ресурсы или нет, что повышает степень независимости пользователей и стимулирует рыночную конкуренцию, тем самым сокращая транзакционные издержки. Однако в традиционных играх возможности людей сильно ограничены, что приводит к высоким операционным издержкам. В некоторых традиционных играх нет официальной платформы, на которой игроки могли бы торговать игровым реквизитом, но существует огромный спрос, который приводит к процветающему подпольному рынку, характеризующемуся высокими транзакционными издержками: высокими ценами, мошенничеством, очередями и т. д.
Поскольку организация системы прав собственности имеет жизненно важное значение для эффективности распределения ресурсов и снижения транзакционных издержек, почему традиционные игровые компании не установили такие права частной собственности заранее? Причина в том, что переключение экономической системы связано с транзакционными издержками. До этого затраты на создание системы прав собственности были настолько высоки, что разработчики игр не хотели этого делать, поэтому не было никаких стимулов для обновления системы прав собственности. Однако с развитием технологии блокчейн и распространением технологии NFT, GameFi теперь может развернуть почти идеальную систему защиты прав частной собственности в публичной цепочке с довольно низкими затратами. Это не только сравнительное преимущество, которого у традиционных разработчиков игр никогда не было, но и отражение внутренней ценности технологии блокчейн в игровой индустрии.
Тогда как мы должны оценить инвестиционную ценность игры GameFi? Для GameFi она состоит из двух частей: традиционных игр и передовой DeFi. GameFi сначала существует как игра, поэтому мы должны проанализировать ее игровые характеристики. Ценность игры можно оценить по двум параметрам: продукт (контент) и операции. Во-вторых, значение DeFi в играх GameFi заключается в снижении транзакционных издержек и защите прав собственности. Следовательно, модель оценки GameFi может быть построена на основе двух вышеуказанных измерений.
Об авторах
Исследовательский институт приложений блокчейна Huobi (именуемый «Исследовательский институт Huobi») был основан в апреле 2016 года. С марта 2018 года он стремится всесторонне расширять исследования и исследования различных областей блокчейна. Цель исследования состоит в том, чтобы ускорить исследования и разработки технологии блокчейн, продвигать применение индустрии блокчейнов и способствовать ее экологической оптимизации.
Основное содержание исследования включает отраслевые тенденции, технологические пути, инновации в области применения блокчейнов, исследование моделей и т. д.
На основе принципов общественного благосостояния, строгости и инноваций Исследовательский институт Huobi будет осуществлять обширное и всестороннее сотрудничество с правительствами, предприятия, университеты и другие учреждения в различных формах для создания исследовательской платформы, охватывающей всю производственную цепочку блокчейна. Профессионалы отрасли предоставляют прочную теоретическую основу и суждения о тенденциях для содействия здоровому и устойчивому развитию всей индустрии блокчейнов.
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Интересно? Поделись с друзьями!