Отроки в метавселенной
Metaverse рассматривается как следующая итерация Интернета, представляющая собой захватывающую цифровую вселенную. Сейчас мы только вступаем в нее, делая, как дети, первые робкие шаги. А чтобы понять, что метавселенная значит для будущего нашей онлайн-жизни, забудем всю маркетинговую шумиху и обратимся к фактам.
Концепция метавселенной стала достоянием общественности в ноябре прошлого года в результате ребрендинга компании Facebook, ставшей Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). По словам основателя и генерального директора Facebook Марка Цукерберга, гигант социальных сетей инвестирует 10 миллиардов долларов США в проект создания метавселенной, способный изменить то, как мы живем в Интернете.
Перспектива появления платформы социальных сетей с полным погружением, где можно исследовать виртуальную жизнь с помощью цифровых аватаров, была провозглашена важной цифровой вехой.
Дать определение метавселенной сложно, потому что некоторые ее важные конструктивные составляющие все еще находятся в разработке. Давайте посмотрим:
- Что такое метавселенная?
- Для чего нужна метавселенная?
- Роль блокчейна в метавселенной
- Примеры метавселенной
- Мнения специалистов отрасли
- Как метавселенная формирует наше будущее
Что такое метавселенная?
Метавселенная представляет собой захватывающий трехмерный виртуальный онлайн-мир, который позволяет взаимодействовать с помощью цифровых аватаров. Это дает возможность пользователям коммуницировать, обмениваясь опытом в социальных сетях и играх.
Посещение метавселенной может быть похоже на экскурсию по среде онлайн-видеоигр, поскольку некоторые ранние итерации метавселенной включают World of Warcraft, Second Life и Sims. Эти игры позволяют игрокам сражаться с соперниками в режиме реального времени с помощью цифровых аватаров.
Более продвинутые итерации метавселенной – Decentraland и The Sandbox, где пользователи имеют больший контроль над цифровым миром и накапливают внутриигровые активы с помощью невзаимозаменяемых токенов (NFT).
Термин «метавселенная» состоит из слова «мета», означающего «за пределами» или «после» на греческом языке, и «вселенная». Этот термин впервые был использован в 1992 году американским писателем Нилом Стивенсоном в его романе Snow Crash (в русском переводе – «Лавина»). В этом произведении в стиле киберпанк люди взаимодействовали друг с другом в виде цифровых аватаров в трехмерной среде виртуальной реальности. Надо полагать, не несколько лет назад роман Стивенсона был обязательной книгой для руководства Facebook.
Ожидается, что метавселенная заменит нашу текущую интернет-инфраструктуру таким образом, что платформы социальных сетей и коммуникационное программное обеспечение станут трехмерными мирами дополненной реальности, доступными через гарнитуры виртуальной реальности. Некоторые отрасли уже перешли в виртуальный мир. Например, Коммуникационный университет Китая запустил первый в стране виртуальный университет, а ежегодный теннисный турнир Australian Open стартовал в метавселенной.
Для чего нужна метавселенная?
Будущая метавселенная, вероятно, объединит в одном виртуальном пространстве основные аспекты нашей жизни, а именно работу, развлечения и общение.
Необходимость работать из дома, возникшая из-за пандемии Covid-19, ускорила переход к удаленному цифровому взаимодействию. Метавселенная делает еще один шаг вперед, создавая виртуальные 3D-рабочие места, где вы можете взаимодействовать с коллегами. Например, Horizon Workrooms от Meta уже разрабатывает виртуальные пространства для встреч, чтобы облегчить удаленное сотрудничество с помощью гарнитур виртуальной реальности.
Метавселенная также представит более захватывающее социальное взаимодействие. Пользователи смогут приобретать совместный опыт либо в виртуальном пространстве, либо в цифровых копиях физического мира. Использование дополненной реальности для создания более реалистичных встреч и большего количества способов взаимодействия представляет собой значительный шаг вперед. Например, вы можете устроить вечеринку по случаю дня рождения в своем виртуальном доме для выбранных друзей, которые будут звонить удаленно. Количество сценариев приема и встречи людей в этих новых мирах не ограничено благодаря технологии дополненной реальности.
Будущее онлайн-игр и развлечений движется в том же направлении. Игры уже являются территорией, где приобретаются самые захватывающие впечатления, а перспектива более продвинутой виртуальной реальности открывает новые возможности. В то время как виртуальная реальность будет создавать гиперреалистичные фэнтезийные игры в метавселенной, дополненная реальность может проецировать цифровые игры в физический мир в виде голограмм. Более продвинутые версии могут проецировать аватары других людей в ваш дом для игры в шахматы, например. На Connect 2021 Meta анонсировала свои первые полноценные очки дополненной реальности под кодовым названием Project Nazare, которые, впрочем, пока недоступны для потребителей, поскольку до их выпуска «еще несколько лет», согласно сообщению в блоге компании.
Игры Metaverse также откроют новые возможности. Одна из них – уже развивающее совмещение работы и игр в рамках того, что уже известно как функция «играй, чтобы заработать». Такие игры, как Axie Infinity и MIR4, уже создают стабильные источники дохода для игроков, вознаграждая их NFT и криптовалютой. Игровые модели Metaverse, вероятно, будут включать аналогичные экономические стимулы, вознаграждая игроков за время, потраченное на игру. Ранние итерации метавселенных с функцией «играй, чтобы заработать» уже находятся в разработке. На подходе, например, японская мобильная игра Elemental Knights Online, которая объявила о выпуске версии метавселенной «играй, чтобы заработать» в августе 2022 года.
Роль блокчейна в метавселенной
Блокчейн тесно связан с метавселенной как один из ее основных технологических слоев.
Представьте цифровое царство, где мы работаем, играем, общаемся и делаем покупки. Чтобы метавселенная стала продолжением нашей физической жизни, ей необходимо надежное решение для цифровой идентификации, встроенные цифровые платежи и многое другое. Большинству виртуальных миров также нужна безопасная и прозрачная система голосования. Вот некоторые из основных ролей, выполняемых блокчейном:
Содействие безопасной передаче ценностей через криптовалюту
Чтобы будущее работы и развлечений стало виртуальным, метавселенной потребуется устойчивый к цензуре метод передачи ценности. Криптовалюты предлагают доверительную одноранговую альтернативу цифровым платежам, которая быстрее и дешевле, чем традиционные банковские переводы. Кроме того, криптокошельки также будут хранить внутриигровые предметы, такие как NFT.
Создание цифровых доказательств права собственности с помощью NFT
Думайте о NFT как об уникальных цифровых записях метаданных, которые постоянно хранятся в блокчейне. NFT — это наиболее безопасное решение для подтверждения подлинности, права собственности и редкости цифрового предмета, поэтому виртуальные активы и предметы будут существовать в виде токенизированных активов в блокчейне. NFT легко передаются между блокчейнами, а это означает, что токенизированные элементы будут полностью совместимы.
Обеспечение децентрализованной структуры управления
Для метавселенной важно наличие децентрализованной структуры управления. Блокчейн вводит структуру управления, контролируемую пользователями, где держатели токенов управления могут голосовать за предложения. Подобные системы голосования уже используются протоколами блокчейна, управляемыми сообществом, такими как Solana и Polygon, а также в децентрализованных автономных организациях (DAO), где право голоса пользователей пропорционально количеству токенов, которыми они владеют.
Предложение экономических стимулов через DeFi
Подобно сегодняшним играм, в которых нужно зарабатывать, будущим виртуальным экономикам потребуются экономические стимулы, вознаграждающие пользователей за их достижения и время, проведенное в метавселенной. Эти стимулы, вероятно, будут основаны на децентрализованном финансировании (DeFi). DeFi будет предлагать такие услуги, как кредитование и заимствование, что позволит участникам метавселенной создавать дополнительные потоки доходов за счет стекинга и доходного фарминга.
Построение кроссчейн-взаимодействия
Метавселенная должна будет обеспечивать взаимодействие между несколькими блокчейнами, технологиями и средами данных для беспрепятственного взаимодействия с пользователем. В конце концов, пользователи захотят, чтобы их цифровые аватары и элементы были легко доступны в многочисленных проектах метавселенной. Необходимый уровень взаимодействия, скорее всего, будет обеспечен такими протоколами, как Polkadot, Avalanche, Cosmos или Chainlink.
Примеры метавселенной
Хотя метавселенной, какой она представляется в своей полностью иммерсивной форме, еще нет, некоторые проекты уже находятся в стадии реализации. Основное различие между этими проектами заключается в том, контролируются ли они центральными властями или самими пользователями. Ниже приведены некоторые из наиболее продвинутых проектов метавселенной:
Централизованные платформы
Meta*
Meta — одна из крупнейших компаний, создающих централизованную метавселенную. Он описывает свой проект как «гибрид сегодняшнего онлайн-социального опыта, иногда расширенного до трех измерений или спроецированного в физический мир». Хотя эта метавселенная не совсем готова, в декабре для всех пользователей в возрасте от 18 лет в США и Канаде было открыто приложение виртуального мира Meta – Horizon Worlds. Пользователи могут исследовать мир с помощью гарнитур виртуальной реальности и участвовать в различных социальных и игровых процессах, созданных другими игроками.
Microsoft
В январе 2022 года Microsoft объявила о приобретении за 68,7 млрд долларов США игрового гиганта Activision Blizzard в рамках своей стратегии по закреплению в метавселенной. Microsoft Mesh, пока еще находящийся на ранних стадиях, использует приложения смешанной реальности, чтобы обеспечить виртуальное сотрудничество и совместное использование иммерсивного опыта. Microsoft также предлагает множество игр виртуальной реальности через SteamVR.
Децентрализованные платформы
Decentraland
Decentraland (MANA) — это полностью децентрализованный трехмерный виртуальный мир, управляемый пользователями через DAO и включающий в себя криптовалюты, смарт-контракты и NFT. Игроки могут покупать виртуальные участки земли в качестве невзаимозаменяемых токенов и создавать различные игровые возможности или одалживать их другим разработчикам в обмен на MANA, внутреннюю валюту проекта. Decentraland был назван «одним из ведущих виртуальных миров на основе блокчейна» в отчете Grayscale.
The Sandbox
Sandbox (SAND) — это управляемый сообществом виртуальный мир, в котором игроки могут покупать токенизированную виртуальную недвижимость и другие цифровые активы, чтобы создавать социальные и игровые возможности. SAND, собственная валюта игры, используется для транзакций в метавселенной, а также для стекинга, добычи ликвидности и управления. Землевладельцы могут арендовать свою виртуальную землю или создавать игровые возможности, которые можно монетизировать.
Netvrk
Netvrk (NTVRK) позиционирует себя как «социально-виртуальный мир и платформу» с креативными инструментами, которые позволяют игрокам создавать виртуальный опыт, делиться им и монетизировать его. Netvrk также основан на токенизированной виртуальной земле и активах. Нативную валюту проекта, NTVRK, можно использовать для покупки земли, активов, рекламных площадей и для стекинга.
Мнения специалистов отрасли
Александр Митрович, генеральный директор Unique Network (UNQ), считает, что метавселенная изменит повседневную деятельность.
«В ближайшие пару лет мы начнем наблюдать массовое смещение работы/занятости, основанное на метавселенных», — сказал Митрович. «Я также думаю, что свидания войдут в метавселенную».
Другие считают, что здоровье и хорошее самочувствие станут основной отраслью в метавселенной.
«Здоровье человека окажет огромное влияние на то, как работает метавселенная», — сказал Дэвид Никзад, генеральный директор Psilly, онлайн-компании, занимающейся психоделическими исследованиями, которая недавно купила землю в Sandbox.
Никзад говорит, что новая среда поможет сделать оздоровительные терапии доступными во всем мире и принесет другие преимущества в виде образования и психоделических исследований.
Ивен Портильо, главный операционный директор CryptoGene, считает, что метавселенная меняет «эволюцию науки и исследований». Он также считает, что метавселенная изменит то, как новые сотрудники ориентируются на рабочем месте:
«Независимо от того, где вы находитесь, вы сможете испытать культуру компании через опыт расширенной реальности», — сказал Портильо.
Тем не менее, метавселенная должна обладать некоторыми важными чертами, чтобы реализовать свой потенциал. Джей Чанг, соучредитель Genopets, считает, что для метавселенной важно оставаться децентрализованной и совместимой.
«Децентрализация расширит возможности среднего пользователя Интернета, предоставив людям автономию и свободу полномочий, которыми они обладают, в отношении знаний и контроля над своими данными и цифровыми активами», — сказал Чанг.
Как метавселенная формирует наше будущее
Хотя футуристическая метавселенная, представленная в «Первому игроку приготовиться», где люди работают, играют и общаются, еще далеко, многие компании и сообщества последовательно разрабатывают ее вместе с ее иммерсивными технологиями.
Grayscale, инвестиционная фирма, которая управляет одним из крупнейших в мире крипто-фондов, предсказала, что метавселенная превратится в рыночную отрасль стоимостью 1 триллион долларов США. В том же отчете Grayscale отметила, что доход от виртуальных игровых миров может вырасти до 400 миллиардов долларов США в 2025 году по сравнению со 180 миллиардами долларов США в 2020 году. Основатель Microsoft Билл Гейтс считает, что метавселенная станет платформой для проведения удаленных офисных встреч уже в ближайшие два-три года.
Метавселенная обещает изменить наше образование, социальные взаимодействия и профессиональную жизнь. Но остается большой и важный вопрос, будет ли этот дивный новый мир централизованным, с теми же эксплуататорскими методами интеллектуального анализа данных, которые доминируют в сегодняшнем онлайн-мире, или децентрализованным и контролируемым пользователями.
*компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Интересно? Поделись с друзьями!